For citation:
Stepanov I. I. Social Service of the Russian Orthodox Church from the End of XIX Century till the Beginning of XX Century (on the Example of the Ryazan Eparchy). Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2012, vol. 12, iss. 1, pp. 31-37. DOI: 10.18500/1819-4907-2012-12-1-31-37
Social Service of the Russian Orthodox Church from the End of XIX Century till the Beginning of XX Century (on the Example of the Ryazan Eparchy)
In the article some aspects of social service of the Russian Orthodox Church from the end of XIX century to the beginning of XX century are under research: discussion on the research of history of the social service of the Orthodox Church in the historiography of the XX century, the general levels of the social service on the example of the Ryazan eparchy in the same period. The author stresses that the social service of The Orthodox Church in that period got realized in unselfish and unpaid social activity.
- См.: Замысловский Г. Г. «Правда» Г. Короленко (письмо в редакцию) // Новое время. 1911. № 12832 ; Он же. Жертвы Израиля. Саратовское дело. (По подлинным документам). Харьков, 1911 ; Он же. Умученные от жидов. Саратовское дело. По актам подлинного производства. Харьков, 1911 ; Он же. Умученные от жидов. Саратовское дело по актам Государственного Совета. СПб., 1914 ; Он же. «Черты к характеристике» (ответ Г. Короленко) // Новое время. 1911. № 12838 ; Он же. Изуверное убийство. Разоблачение греческого монаха Неофита, бывшего иудейского раввина. СПб., 1912 ; Он же. Историческая справка (о ритуальных убийствах). СПб., 1911 ; Он же. К вопросу о ритуальных убийствах у евреев. М., 1912 ; Он же. Убийство Андрюши Ющинского. Речь в Киевском окружном суде 24 октября. 1913. СПб., 1914 ; Он же. Убийство Андрюши Ющинского. Исследование в 3 частях. Пг., 1917 и др.
- См.: Петровский-Штерн Й. Евреи в русской армии. 1827–1914. М., 2003. С. 341.
- Троцкий Л. Д. Наше имя – честное. (Замысловский в Думе) // Киевская Мысль. 1913. 25 октября. № 225.
- Грузенберг О. О. Вчера : Воспоминания. Париж, 1938. С. 120.
- См. подробнее: Львович М. «Ритуальные убийства». СПб., 1911 ; Он же. «Последняя позиция» (Саратовское ритуальное дело в освещении члена Государственной Думы Г. Замысловского). СПб., 1912 ; Гессен Ю. Кровавый навет в России. М., 1912 и др.
- См.: Дело Бейлиса. Стенографический отчет. Т. I – III. Киев, 1913.
- См.: Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911– 1917. М., 2001. С. 120.
- См. подробнее: Коцюбинский Д. А. Утопия русского консерватизма : на примере партии «Всероссийский национальный союз» (1908–1917) // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности): Сб. статей. Вып. 1 / под ред. Ю. Н. Солонина. СПб., 2004. С. 79–105.
- См.: Каюбинский Д. А. Об исторической несовместимости России и русского национализма. URL: // http://www.apn-spb.ru/publications/article377.htm. (дата обращения: 11.10.2011).
- См.: Грутупс А. Бейлисада : Дело об обвинении Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве. Рига, 2007.
- См.: Рябов Г. Конь бледный Бейлиса // Родина. 2000. № 2–3.
- См.: Дорфман М. Кровавый навет : опыт деконструкции. URL: // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/dorf_krov.php (дата обращения: 2.10.2011).
- См. подробнее: Бронзов А. А. Еврейская тактика // Церковный вестник. 1912. № 27 ; Он же. Ритуальные убийства // Церковный вестник. 1916. № 6 ; Бутми Н. А. Догмат крови. СПб., 1914 ; Быховский В. Слово правды по поводу обвинения евреев в употреблении христианской крови. СПб., 1880 ; В. Г. Дело о ритуальных убийствах (архивная справка) // Новое время. 1911. № 1285 ; Вакандар Е. Вопрос о ритуальном убийстве у евреев. Киев, 1912 ; Пранайтис И. Христианство в талмуде // Справка к докладу по еврейскому вопросу. Ч. 3. СПб., 1910. С. 156–178 и др.
- См.: Замысловский Г. Г. Умученные от жидов. Саратовское дело. По актам подлинного производства. Харьков, 1911.
- Замысловский Г. Г. Умученные от жидов. Саратовское дело по актам Государственного Совета. СПб., 1914. С. 6.
- Там же. С. 55.
- Там же. С. 57.
- См.: Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 103. Л. 483об; Второе дополнение к записке по делу об убийстве в г. Саратове двух христианских мальчиков. СПб., 1861.
- См.: Саратовские губернские ведомости. 1853. 20 июня. № 25.
- ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1283. Л. 1.
- Там же Л. 2.
- См.: Кожевников М. Л. Биография. URL: http://www.yaik.ru (дата обращения: 9.10.2011).
- ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 985. Л. 44.
- Там же. Д. 1401. Л. 1.
- См.: Раздорский А. И. Указатель имен и лиц, учтенных в адрес-календарных разделах памятных книжек Олонецкой губернии на 1856–1858, 1860, 1864–1868/69 гг. URL: http://www.petergen.com/publ/imukpamolon1.shtml (дата обращения: 8.10.2011).
- Речь депутата Г. Г. Замысловского, произнесенная в заседании Государственной думы 25 апр. 1908 по вопросу о контингенте новобранцев. СПб., 1908.
- Шульгин В. В. Что нам в них не нравится. Об антисемитизме в России. М., 1994. С. 260–261.
- Петровский-Штерн Й. Евреи в русской армии. С. 338.
- Замысловский Г. Г. Умученные от жидов. Саратовское дело по актам Государственного Совета. СПб., 1914. С. 6.
- См.: Кацис Л. Дело Бейлиса и дело Хильзнера (К проблеме сравнительного изучения «ритуальных процессов» в Центральной и Восточной Европе) // Вестн. Еврейск. ун-та. № 9. М. ; Иерусалим, 2004. С. 96.
- Там же. С. 80.
- См.: Жаботинский В. Дело без Бейлиса // Одесские новости. 26 сент. 1913.
- См.: Дело Бейлиса. Стенографический отчет. Т. III. Прения сторон. Речи прокурора, гражданских истцов, защитников и резюме председателя. С приложением алфавитного поименного указателя. Киев, 1913.
- См.: Зеленина Г. Кровь за кровь, миф за миф, наветы и ответы // Лехаим. 2009. № 1 ; Yuval I. «They tell lies : you ate the man»: Jewish Reactions to Ritual Murder Accusations // Religious Violence between Christians and Jews : Medieval Roots, Modern Perspectives. N.Y., 2002. P. 86–106 ; Campion-Vincent V. Demonologies in Contemporary Legends and Panics. Р., 1992.
- См.: Панченко А. Христовщина и скопчество : фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002.
- См.: Кони А. Ф. Речь по делу Гаврилова // Судебные речи. СПб., 1888 ; Баранов А. Н. Воспоминания о мултанском деле // Вестник Европы. 1913.
- См. подробнее: Маргаритов С. История русских рационалистических и мистических сект. Издание второе, перераб. Кишинев, 1902 ; Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1885 ; Берман А. Г. Алатырская ересь. Из истории скопчества в Среднем Поволжье // Сны Богородицы : исследования по антропологии религий. СПб., 2006. С. 86–101 ; Мальцев А. И. Источники по истории страннического согласия второй половины XIX века в собрании рукописей Института истории СО РАН (соборные постановление и послания руководителей согласия) // Гуманитарные науки в Сибири. 2004. № 3. С. 29–36 ; Андреев В. В. Раскол и его значение в народной русской культуре. Исторический очерк. СПб, 1870 ; Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX века – 1917 г.). М., 1965 ; Ильинский Н. П. Религиозное сектантство и его идеология. Алма-Ата, 1958 ; Ливанов Ф. Н. Раскольники и острожники. Очерки и рассказы. Т. 1. СПб., 1868 ; Павел, архимандрит. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учениях, обрядах, с краткими о каждой замечаниями. М., 1885 ; Левенстим А. А. Фанатизм и преступления // Журнал Министерства юстиции. 1898. № 7. С. 37–78 ; Новицкий А. Духоборы : их история и вероучения, СПб., 1882 и др.
- ОР РНБ. Ф. 37. Д. 40. Артемьев. Докладная записка (МВД) о результатах работы по изучению истории и догматов различных раскольничих сект в России. 15 марта 1864 г.
- См. подробнее: Никандрова М. Революционное народничество и сектантство. (О попытках народников 70-х годов XIX века привлечь сектантов к борьбе против самодержавия). М., 1974 ; Программа для собирания сведений по русскому сектантству, изданная БончБруевичем В. Д. // Этнографическое обозрение. 1908. Кн. LXXVII. № 3. С. 198–200 ; Хлыст, секта, литература и революция. М., 1998 ; Путинцев Ф. М. Политическая роль и тактика сект // под ред. Краськова (с приложением кратких сведений о наиболее распространенных сектах). М,. 1935 и др.
- См. подробнее: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жизнеописания Святых чтимых Российской Православной Церковью. 1885. № 4 ; Чудесные исцеления по молитвам Святому младенцу Гавриилу // Гроднецкие Епархиальные Ведомости. 1909. № 31 ; Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова. Т. 5. СПб., 1998 ; Антоний (Храповицкий), архиепископ. Беседа Архипастыря с г. А. Чижевским // Журнал «Мирный труд». Харьков, 1913. № 9 ; Святой отрок Гавриил (Дело об антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженного, в связи с обнаружением в нем усыпальницы мученика Гавриила. Отзвуки дела Бейлиса) // Революция и Церковь. 1919. № 6–8 и др.
- См. подробнее:Хасин В. В. Роль текстов свидетельских показаний в формировании сценариев «ритуальных» процессов в Российской империи в XIX веке // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2008. Т. 8, вып. 2. С. 103–109.
- Хвольсон Д. А. О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Историческое исследование по источникам. СПб., 1861.
- См.: Лютостанский И. Вопрос об употреблении евреями-сектаторами христианской крови для религиозных целей в связи с вопросом об отношениях еврейства к христианству вообще. СПб., 1876.
- См.: Хвольсон Д. А. Употребляют ли евреи христианскую кровь? СПб., 1879.
- См.: Костомаров Н. И. Замечание по поводу брошюры изданной г. Хвольсоном : употребляют ли евреи христианскую кровь? // Новое время. 1879. № 1172.
- См.: Костомаров Н. И. Жидотрепание в начале XVIII века // Киевская старина. 1883. Т. 5. С. 1–26, 477–492.
- См.: Хвольсон Д. Ответ на замечание Н. И. Костомарова «по поводу брошюры изданной г. Хвольсоном : употребляют ли евреи христианскую кровь?» // Новое время. 1879. № 1192.
- См.: Замысловский Г. Г. Умученные от жидов. Саратовское дело по актам Государственного Совета. СПб., 1914. С. 58.
- Там же. С. 50.
- ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 103. Л. 484.