Izvestiya of Saratov University.

History. International Relations

ISSN 1819-4907 (Print)
ISSN 2542-1913 (Online)


For citation:

Galyamichev A. N. John Hus and Lollards (The Letter from Hus Magister to Richard Wyche). Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2012, vol. 12, iss. 2, pp. 15-17. DOI: 10.18500/1819-4907-2012-12-2-15-17

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Full text:
(downloads: 112)
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
94 (437) [14]

John Hus and Lollards (The Letter from Hus Magister to Richard Wyche)

Autors: 
Galyamichev Alexandr N., Saratov State University
Abstract: 

The author of this article examine the contents letter from John Hus to english magister lollard Richard Wyche, which be written by autumn 1410 year and this letter place in History of Bohemian Reformation XV century.

Reference: 
  1. Эта традиция ведёт своё начало от монументальной «Истории чешского народа» основоположника чешской исторической науки Ф. Палацкого (1798–1876). Посвятив гуситскому движению, которое он считал кульминацией национальной истории, третий том своего труда, Ф. Палацкий указывает на рубежное значение диспута в университете. См.: Palacký F. Dějiny národu českého v Čechách a v Moravě. Raha : Kvasnička a Hampl, 1939. S. 5–6, 50.
  2. Fontes rerum Bohemicarum : в 3 т. Pragae, 1893. T. V. P. 571. Фрагменты из «Хроники Пражского университета», в которых повествуется о сожжении книг Виклефа и последовавших за ним событиях, были опубликованы в русском переводе в «Хрестоматии по истории средних веков» (М., 1963.: в 3 т. Т. 2. С. 610–611).
  3. Цит. по кн.: Филиппов М. М. Ян Гус. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1891. С. 37–38.
  4. Fontes rerum Bohemicarum. T. V. P. 571.
  5. Существует предание, что Збынек научился читать только после того, как стал архиепископом. См.: Рубцов Б. Т. Ян Гус. М., 1958. С. 44.
  6. Fontes rerum Bohemicarum. T. V. P. 572.
  7. В этой оценке сходятся все исследователи – как историки-марксисты, для которых события 1410 г. были главной развилкой на пути к революционной развязке гуситских событий (см., напр. : Machovec M. Husovo učeni a význam v tradici českého národa. Praha, 1953. S. 207–208 ; Мацек Й. Гуситское революционное движение. М., 1954. С. 41–42 ; Рубцов Б. Т. Указ. соч. C. 44–45), так и представители диаметрально противоположного взгляда на гуситскую эпоху, например консервативный австрийский публицист середины XIX в. И. А. Хельферт, обвинявший Гуса в том, что тот «посеял семя, которое, прорастая, вывело церковное движение с кафедры учителя и проповедника на улицы и подготовило основу для грядущих потрясений» (Helfert J. A. Mistr Jan Hus aneb počákové cirkevniho rozdvojeni v Čechách. Praha, 1857. S. 119).
  8. Впоследствии Олдкастл обращался лично к Вацлаву IV, но не получил ответа. Связи английских аристократов с чешским королевским двором установились благодаря браку короля Ричарда II и чешской принцессы, сестры Вацлава IV Анны Богемской, который был заключён в 1382 г. Знаменитый современник и придворный Ричарда II Джеффри Чосер «довольно регулярно прислуживал королеве Анне, которую он по меньшей мере один раз с любовью упомянул в “Троиле и Хризеиде” и для развлечения которой писал в ту пору “Легенду о добрых женщинах” и начал писать “Кентерберийские рассказы”» (Гарднер Д. Жизнь и время Чосера. М., 1986. С. 366). В 1394 г. Анна Богемская умерла, не оставив наследников.
  9. См.: Лившиц Г. М. Реформационное движение в Чехии и Германии. Минск, 1978. С. 71.
  10. В первых строках своего письма Гус сообщает магистру о том впечатлении, которое его послание произвело: «Любезное письмо твоё, посланное как бы свыше от Отца Святого, сильно тронуло сердца [чешских] братьев во Христе, потому что оно содержит в себе так много нежности, выразительности, укрепления и утешения, что если бы и вся вообще письменность была поглощена адскою пастью антихриста, то одного этого письма вашего было бы достаточно верующим во Христа для достижения спасения» (см.: Послания магистра Иоанна Гуса. М., 1903. С. 54).
  11. Послания магистра Иоанна Гуса. М., 1903. С. 55.
  12. Именно публичное чтение послания Ричарда Вайча Гусом в Вифлеемской часовне И. А. Хельферт приводит в качестве наиболее показательного примера прямого обращения мятежного магистра к пражскому простонародью, которому он отводил роль судьи в своём споре с церковными властями. См.: Helfert J. A. Op. cit. S. 120.
  13. О судьбах движения лоллардов в начале XV в. см.: Сапрыкин Ю. М. Социально-политические взгляды английского крестьянства в XIV–XVII вв. М., 1972. С. 114–120.
  14. Послания магистра Иоанна Гуса. С. 55.
  15.  Cм.: Флайшганс В. Ян Гус. М., 1916. С. 368.
Received: 
19.03.2012
Accepted: 
25.05.2012
Published: 
30.06.2012